Артуро Перес-Реверте "Готы императора Валента"
В 376 году от рождества
Христова на берегу Дуная появилась огромная масса людей - мужчин, женщин и
детей. Это были готы, теснимые ордами Аттилы и искавшие убежища. По различным
причинам – среди прочих и то, что Рим был уже не тот, – им было позволено войти
на территорию империи, несмотря на то, что в отличие от предыдущих волн
иммигрантов, они не были изгнаны, порабощены или покорены. В последующие месяцы
эти беженцы убедились, что римская империя – это совсем не рай, что её
правители слабы и продажны, что еды и богатств на всех не хватает, а также в
полной мере испытали на себе несправедливость и алчность. Так что два года
спустя после перехода через Дунай эти же самые готы в битве при Адрианополе убили императора Валента
и разгромили его армию. А через
девяносто восемь лет их внуки свергли с трона Ромула Августула
- последнего императора - и окончательно покончили с римской империей.
Так что, всё уже было. Другое дело, что мы об этом забыли. Что
безответственные правители стирают из нашей памяти то, что может помочь нам
понять настоящее. С незапамятных времён одни народы, ведомые голодом, амбициями
или под давлением тех, кто покорял или угнетал их, завоёвывали другие народы. И до не давнего времени все защищались и отстаивали независимость
одним способом, - сражаясь с захватчиками, захватывая их женщин, забирая в
рабство их детей. Так продолжалось, пока История не
покончила с ними, давая дорогу другим империям, которые, в свою очередь придя в
упадок, испытали ту же судьбу. Проблема, с которой сегодня сталкивается то, что
мы называем Европой или Западом (империя, являющаяся наследницей сложной
цивилизацией, корни которой уходят в Библию и Талмуд, которая состоит в родстве
с Кораном, которая расцвела в средневековой Церкви и в эпоху Возрождения,
которая установила права и свободы человека во времена Просвещения и
Французской революции), состоит в том, что всё это – Гомер, Данте, Сервантес,
Шекспир, Ньютон, Вольтер – имеет свой срок и сейчас находится в стадии ликвидации
путём разрушения.
И Европа неспособна выстоять, защитить
себя. У неё остались только деньги. Деньги пока обеспечивают её безопасность, но
это только какое-то время, не более того. Мы платим за свои грехи. Исчезновение коммунистических режимов и война, которую один
полоумный президент США, развязал на
Ближнем Востоке, чтобы установить демократию на западный манер там, где такие
понятия, как Ислам и Раис (то есть религия и племенной способ правления) делают
эту демократию трудно достижимой,
заварили эту кашу. И пали центурионы, охранявшие наши пределы
(которые тоже были варварами, как в последние годы существования всех империй).
Это были сукины дети, но это были наши сукины дети. Без них на наши границы сегодня обрушиваются
волны отчаявшихся. В историческом смысле слова, это авангард, за которым следуют современные варвары. Это создаёт для
нас новую ситуацию – новую для нас, но старую для человечества. И ситуацию исторически неизбежную, потому что мы находимся на той
же стадии, что и другие империи, неспособные управлять миграционными потоками - сначала мирными, а потом
агрессивными. Империи, цивилизации, миры, которые из-за
своей слабости были побеждены и трансформировались или исчезли. И те немногие
центурионы, что ещё остались на Рейне или Дунае, уже приговорены. Их приговорили наш эгоизм,
наше прекраснодушное лицемерие, наше
историческое невежество, наша трусливая некомпетентность. Рано или поздно, - в
силу простого природного закона элементарного выживания - эти последние центурионы, в конце концов,
тоже станут частью варваров.
Посмотрим, поймём ли мы наконец, что эти
битвы, эта война – они не выигрываются. Уже не выигрываются. Этому препятствуют тенденции социальных, политических и
религиозных изменений в нашем обществе. И те, кто подталкивают готов, об этом
знают. Сейчас уже нельзя, как раньше, сдерживать и тех и других на полях
сражений, уничтожать населения целых городов. Наша цивилизация, к счастью, не
приемлет таких зверств. Плохая новость – это
то, что мы слишком нерешительны. Европейское общество
сегодня требует от своих армий, чтобы те были чем-то вроде неправительственных
организаций, а не вооружёнными силами. Всякое решительное действие, – а только
решительностью можно переломить
некоторые тенденции исторического развития, – отвергается в зародыше.
Сегодня даже Гитлер не столкнулся бы с
Западом, преисполненным решимости противостоять ему с оружием в руках, как это
было в 1939 году. Любое противодействие тем, кто подталкивает готов,
подвергается критике пацифистов, которые
по идее правы, но не учитывают сложившуюся реальность. В результате - демагогия
вместо выводов из реального положения дел. Важная деталь - операция по патрулированию в
Средиземном море направлена не на то, чтобы препятствовать эмиграции, а на то,
чтобы помочь эмигрантам безопасно достичь европейских берегов. Короче, вокруг одно огромное и неизбежное противоречие. Общество сегодня справедливее и гуманней, чем столетья назад,
и оно не приемлет несправедливости или жестокости. Исторический способ решения
проблем путём насилия, таким образом, к счастью, отвергается. Уже нельзя
убивать готов. К счастью для человечества. К несчастью для империи.
Всё это подводит нас к сути проблемы:
Европа - или как бы мы ни называли эту среду процветающих прав и свобод,
экономического и общественного благосостояния
- подточена изнутри и подвергается опасности извне. Она не может, не
хочет а, возможно, и не должна защищаться. Налицо абсурдный парадокс: мы
сочувствуем варварам - даже аплодируем
им - и, в то же время, хотим, чтобы наш привычный образ жизни оставался
неизменным. Но так просто не получится. Готы будут продолжать прибывать - волна
за волной, - заполоняя границы, дороги и города. И они по-своему правы: у них есть как раз то, чего не хватает Европе
- молодость, жизненная сила, решимость и голод. В таких случаях есть немного
альтернатив, в том числе и исторических: если пришельцев мало, то они
интегрируются в местную культуру и обогащают её, а если их много, то они её
трансформируют или уничтожают. Разумеется, не за один день. Империи распадаются
веками.
Перед нами следующие ключевые проблемы:
интеграция готов в состав империи, когда их слишком много; конфликты,
вызываемые их присутствием; права, которые они приобретают или должны
приобрести и, - что логично и справедливо, - которыми они пользуются. Но ни в
Римской империи, ни в сегодняшней Европе всего для всех не хватает - ни работы, ни еды, ни больниц, ни
комфортабельного жилья. Кроме того, даже для самых сознательных не одно и то же
сострадать беженцу на границе, матери с ребёнком, пробирающейся через колючую
проволоку, или тонущую в море, и видеть их же, живущих в какой-нибудь хибаре
рядом с их домом, садом или полем для гольфа. Иногда жульничающих, чтобы выжить
в обществе, в котором у крёстных-фей сломались волшебные палочки, и прохудились мешки с подарками. В обществе,
в котором уже не все могут достичь того, к чему стремятся, - увы, таких среди
нас всё меньше и меньше. И конечно, некоторые кварталы, города превращаются в
пороховые бочки с запалённым бикфордовым шнуром. И время от времени они
вспыхивают, потому что по-другому и быть не может. Особенно в Европе, где
интеллектуальные элиты исчезают, задыхаясь от посредственности, а власть
захватывают, как мы видим, невежественные
политики и популисты всех мастей. Крайним средством будет, наверное,
полиция - более жёсткая и готовая к репрессиям, ставшая орудием тех, кому есть,
что терять. Это приведёт к новым конфликтам: обделённые будут требовать
желаемого, а разгневанные граждане - репрессий и законного возмездия. Далее, -
и очень скоро, - появятся группы воинствующих ксенофобов, множащиеся по всей
Европе. А с другой стороны - группы несчастных, тоже выбравших путь насилия,
как средство избавления от голода, притеснений и несправедливости. Кстати,
часть римлян также участвовала в грабежах - для того, чтобы добиться
расположения готов, или по собственной
инициативе. Этим занимались не только
варвары. Итак, никакой Римский мир не благоволит ко всем в равной мере, и
Историю не остановить. "Но должно же быть какое-то решение!" -
восклицают авторы передовиц, завсегдатаи тусовок и граждане, не способные
понять (ведь этому не учат в школах), что Историю не решают - её проживают, а в
лучшем случае читают и изучают, чтобы предотвратить явления, которые никогда не
являются новыми, так как часто новое в истории человечества - это забытое
старое. И ещё мы забываем, что не всегда
есть решение. Иногда ничего нельзя поделать просто по закону природы: новые
времена – новые варвары. Многое из старого сохранится, смешавшись с новым, но
Европа, которая просветила мир, приговорена к смерти. Возможно, со временем это
скрещивание породит другие империи - лучшие,
чем эта, - но ни вы, ни я этого
уже не увидим. Нам сходить на следующей.
При таком развитии событий есть только две
разумные альтернативы. Первая - это искать утешения в объяснениях науки и
культуры для того, чтобы, если не предотвратить неизбежное, то хотя бы понять,
почему всё идёт к чертям. Как тот римлянин, которого мне нравится представлять,
– спокойно смотрящего из окна своей библиотеки на то, как варвары грабят Рим.
Потому что поняв, легче принять. И пережить.
Другая разумная
альтернатива, мне кажется, - это воспитывать молодёжь, думая об их детях и
внуках. Чтобы они ясно понимали вызовы нового мира и встречали их с мужеством,
гуманизмом и здравым смыслом. Чтобы
они адаптировались к неизбежному, сохраняя, по возможности, то хорошее, что
оставляет после себя этот исчезающий мир. Надо дать им инструменты для
выживания на территории, на которой какое-то время будет царить хаос, насилие и
опасность. Чтобы они сражались за
то, во что верят, или смирились с неизбежным, но не по глупости или слабости, а
ясно понимая смысл происходящего. Сохраняя интеллектуальную невозмутимость.
Чтобы они были такими, какими захотят или смогут стать: сделаем их греками,
которые думают, троянцами, которые сражаются,
римлянами, сознающими, - когда придёт время, - достойную гордость
самоубийства. Сделаем их метисами, способными выжить, готовыми встретить лицом
к лицу новый мир и улучшить его. Но только не будем вводить их в заблуждение
дешёвой демагогией и сказочками в стиле Уолта Диснея. Пора уже в школе, дома и
в жизни разговаривать с нашими детьми, глядя им прямо в глаза.
XLSemanal - 13/09/2015